Стaтус стрaны-aспирaнтa являeтся для Укрaины нeoтъeмлeмoй составляющей механизма получения членства в НАТО, заявил в комментарии изданию «ГОРДОН» глава общественного совета «Украина – НАТО», кандидат политических наук Сергей Джердж.
«Прежде всего, статус страны-аспиранта означает, что мы находимся в списке государств – кандидатов на вступление в НАТО. Так сложилось, что Украины там не было. Хотя формально еще с 2005 года нас туда добавляли. Этот статус дает возможность получить План действий по членству в Альянсе. В 2008 году нам его, к сожалению, не дали. Конечно, статус страны-кандидата – это далеко не вступление в НАТО. Но это неотъемлемая составляющая механизма получения членства в Альянсе в будущем. Поэтому можно только поздравить наших дипломатов. В НАТО зафиксировали, что мы действительно намерены к ним присоединиться. Для этого, в частности, меняется законодательство и стандарты. Все реформы проводятся исключительно с прицелом на Альянс. И они это признали», – отметил Джердж.
По его словам, если в НАТО примут политическое решение, Украина может присоединиться к Альянсу, даже не соответствуя всем необходимым стандартам.
«Давать прогнозы относительно сроков получения членства в НАТО – вещь неблагодарная. Некоторые страны ждали по 15 лет. Но в то же время все желающие, в том числе и Черногория, присоединились к Альянсу. В нашем случае есть один нюанс – НАТО может принять политическое решение, и Украина станет членом Альянса гораздо раньше, чем все думают. Например, Турция в 1952 году получила членство в НАТО, не соответствуя установленным критериям. Но тогда приняли политическое решение, что для безопасности европейских стран так будет лучше. И уже будучи членом Альянса Турция менялась и повышала свои критерии. У нас сейчас тоже не все идеально, но это абсолютно не означает, что двери в НАТО для Украины закрыты», – подчеркнул политолог.
По его мнению, вступление в Альянс должно быть законодательно закрепленной целью Украины.
«Многие страны Восточной Европы, ставшие членами НАТО, не соответствовали критериям Альянса. Они на 60–70% выполняли поставленные задачи и, присоединившись к блоку, продолжали реформы. Мы в 2014 году отказались от внеблокового статуса и поставили цель – достичь того уровня критериев, который необходим для вступления в НАТО. Но, мне кажется, этого недостаточно. Членство в Альянсе должно быть законодательно закрепленной целью. Таким образом, захотят того или нет президент, правительство и парламент, они будут обязаны сделать все, чтобы получить это членство. Многие сейчас говорят, что не стоит слишком радоваться статусу страны-аспиранта. Но почему бы и нет? Ведь это приближает нас к евроатлантическим стандартам», – резюмировал Джердж.
9 марта в НАТО сообщили, что признают за Украиной статус страны-аспиранта – кандидата на членство в Альянсе.
«Страны, которые заявили о стремлении присоединиться к Альянсу, изначально приглашаются для участия в интенсифицированном диалоге с НАТО об их стремлении к членству и связанных с этим реформах. Затем странам-кандидатам может быть предложено участвовать в Плане действий по членству в НАТО», – добавили в Альянсе.
При этом в НАТО уточнили, что политика в отношении Украины остается неизменной.
Украина активизировала сотрудничество с НАТО в 2014 году на фоне аннексии Крыма Россией и начала российской агрессии на Донбассе. В конце 2014-го Верховная Рада приняла закон, который предполагает отказ Украины от политики “внеблоковости“. В июне 2017 года парламент поддержал закон, закрепляющий намерение Украины вступить в НАТО.
Президент Украины Петр Порошенко заявлял, что решение о вступлении Украины в Альянс будет приниматься на референдуме.